Обязательная маркировка табачной продукции

1 июля 2020 года истек срок, установленный для вывода из оборота немаркированной табачной продукции, а 1 декабря 2020 утратило силу и разрешение хранить и перевозить сигареты, папиросы, кальянные смеси и другие товары того же типа, не имеющие особого кода на упаковке. Рассмотрим подробнее изменившиеся правила торговли табачными изделиями и обязанности, которые они налагают на предпринимателей.

Каков смысл маркировки?

Если верить статистике, ежегодно на рынке России продается более 12 миллиардов сигарет и других табачных изделий, произведенных неизвестно кем, в каких условиях и из какого сырья. Их нелегальный оборот наносит вред не только экономике страны, но и здоровью граждан, легкие которых получают ударные дозы вредных веществ, намного превышающие нормы ГОСТа.

Чтобы взять этот процесс под контроль и перекрыть нелегальному табаку доступ к местам продаж, и был задуман эксперимент с маркировкой. Вытеснив с рынка дешевую, но при этом низкосортную и откровенно опасную продукцию (не принимая во внимание общий вред от употребления табака), маркированные сигареты обеспечат курильщикам доступ к достойному качественному товару, а государству помогут залатать брешь, образующуюся из-за неуплаты налогов и пошлин.

Обратите внимание! Закон о маркировке касается всех изделий, содержащих никотин, и изделий, его не имеющих, но применяющихся с той же целью, что и обычные табачные продукты. В эту группу входят сигары, сигареты, жевательный, курительный и нюхательный табак, табак для кальяна, различные смеси и т. д.

Как это работает?

По новым правилам каждая сошедшая с конвейера пачка сигарет или иного содержащего табак товара будет получать двухмерный штрих-код DataMatrix. Состоящий из двух частей — идентификатора, содержащего данные об изделии, и проверочного кода, сформированного с помощью криптографических технологий, он гарантирует защиту от подделок и копирования.

При проверке по коду можно установить:

  • марку сигарет;
  • место изготовления;
  • дату и время производства.

Благодаря коду проследить путь каждой единицы товара от фирмы-производителя до кассы, которая выведет продукт из оборота, как только он перейдет в собственность покупателя, не составит труда.

Куда пойдут остатки немаркированной продукции?

Если производитель по определению должен иметь возможность маркировать свою продукцию, то с руководителями точек розничной продажи (магазинов, киосков, рыночных ларьков), дело обстоит сложнее. У них попросту нет технической возможности произвести данную процедуру с, к примеру, нераспроданными до июля 2020 года остатками сигарет.

Что делать в этом случае:

  • списать остатки как бракованную продукцию;
  • подать заявку в национальную систему маркировки и отслеживания продукции «Честный знак», получить необходимое количество кодов, распечатать этикетки на специальном принтере и нанести на товар.

Обратите внимание! По той же схеме происходит перемаркировка товара, если штрих-код по какой-то причине был поврежден.

Что будет, если отказаться от маркировки?

Поскольку государство явно настроено на серьезную борьбу с нелегальными табачными изделиями, не стоит рассчитывать обойтись мягким внушением, попавшись на продаже немаркированного товара,

Нарушителя ожидают:

  • Штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. за изготовление не промаркированной табачной продукции для индивидуального предпринимателя и в 10 раз больше для юридического лица;
  • Штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. за продажу табачных изделий без маркировки для индивидуальных предпринимателей и в 20 раз больше для юридических лиц;
  • Лишение свободы до 3 лет за сбыт немаркированной продукции в особо крупном размере.

Независимо от того, кто является владельцем, товар, оставшийся без маркировки, будет конфискован.

Что новые правила означают для владельцев магазинов?

С введением маркировки торговые точки, занимающиеся реализаций табачной продукции, вынуждены были перейти на новую систему приемки и отпуска товара.

В частности, во время приемки отныне требуется производить тщательную проверку фактических штрих-кодов с кодами, указанными в документации, а электронную накладную передавать в информационную систему маркировки и отслеживания табачных продуктов, в которой фиксируется каждый эпизод смены товаром владельца.

То же самое будет происходить при прохождении табачного изделия через кассовый аппарат: считанный штрих-код попадет, во-первых, на чек покупателя, а во-вторых, в ИС МОТП, где фиксируется выход продукта из оборота. Заметим, что и покупатель будет иметь возможность проследить путь приобретенного товара, скачав бесплатное мобильное приложение и запустив проверку в системе «Честный знак».

Исходя из всего перечисленного, магазину потребуется:

  • новая прошивка онлайн-касс;
  • 2D-сканер, способный считывать штрих-коды DataMatrix;
  • терминал сбора данных для сверки кодов при приемке;
  • компьютер для электронного документооборота;
  • регистрация на сайте «Честный знак» и квалификационная электронная подпись.

Обратите внимание! Для регистрации на сайте нужно подать заявку, указав в ней статус заявителя, ИНН и адрес электронной почты, а также данные доверенного лица, если в этом будет необходимость. Как правило, ее рассмотрение занимает не более 3 дней.

Оцените статью